Болезнь или отклонение? Разбираем понятия
Порой можно услышать фразу «он просто больной», содержащую в себе довольно обидный смысл: чокнутый, странный, неадекватный и т. п. В данном случае совершенно понятно, что слово «больной» используется в переносном значении.
Понятие болезни возьмём, например, из словаря Ожегова: «нарушение деятельности организма». По большому счёту, с подобными явлениями сталкивались многие (с той же простудой, наконец, точно все сталкивались!), поэтому углубляться в объяснение этого понятия не считаю нужным.
Лучше перейдём к менее понятному термину — так называемому «отклонению». Как же ещё его можно характеризовать? Не создаёт угроз для жизни, не содержит признаков заболевания, не поддаётся лечению. Данное понятие можно обозначить и как изъян, и как недостаток, и как провал, например, в восприятии или сознании человека. Для примера возьмём гомосексуальность. Разве это заболевание? Нет. Это отклонение. Гомосексуальное поведение может быть как врождённым, так и приобретённым (например, возникшее в связи с жизненными потрясениями).
Отклонения могут также иметь и положительный аспект, когда какой-либо человек получает более высокий уровень развития по сравнению с представителями его поколения. Дети-индиго, например, ясновидение и др. Это прекрасно! Но отклонение от нормального развития — хоть и положительное — налицо.
Отклонения бывают не только на уровне нестандартности мышления, так сказать, но и на уровне физического развития. Например, есть люди, которые имеют по два сердца, по шесть пальцев, хвост и др. Конечно, всё можно исправить хирургическим путём, но стоит ли? Угрозы для жизни это не представляет. А вот если вмешаться в процесс, удалив всё то, что нам кажется лишним, результат может оказаться непредсказуемым.
Организм, развиваясь подобным образом, предусмотрел возможность жизнедеятельности именно в таком виде, и изменение его индивидуальной неизученной структуры может представлять даже угрозу его жизни. Ведь если при лечении заболевания план лечения учитывает индивидуальные особенности конкретного организма с учетом врачебного опыта, то отклонение может быть настолько уникально, что научных разработок, практических примеров его устранения может вовсе не быть.
Попробую привести ещё примеры. Почему одни люди могут себе позволить «переступить черту» (например, изменить своему партнёру или совершить преступление), а другие — нет?
Или сравним две такие ситуации. У одного человека начнутся проблемы с психикой, он будет нервным, агрессивным и несдержанным, будет орать на окружающих, руками махать. Его назовут больным и выпишут ему антидепрессанты. Со временем его психологическое состояние нормализуется.
Другой… будет ездить в городском транспорте и по-тихому людям сумки резать. Его лечить никто не будет — его просто в тюрьму посадят. А почему? Может, он тоже нездоров… на голову. Но тут ему уже врачи не помогут. Если, конечно, не признают не отдающим отчёта в своих действиях (между прочим, это тоже психическое заболевание).
А ведь данные ситуации могут иметь общие признаки: и невозможность контролировать ситуацию, и невозможность сдерживать себя… Что в обоих случаях может привести к общественно опасным последствиям: в первом случае — такой крайне возбуждённый человек, например, может довести окружающих до инфаркта. Общественная опасность второго деяния очевидна. Хотя за одно — лечить будут, а за второе (по общему правилу) — в тюрьму посадят.
В первом случае мы выявили заболевание, а во втором — лишь отклонение, несмотря на схожесть этих явлений. Какой вывод? Отклонение — явление, не содержащее признаков заболевания, но и нормальным не являющееся.