Творчество в образовании - на что обратить внимание? Компьютерное творчество
Сфера творчества является одной из основных в продвижении различных технических новинок на рынок, однако зачастую без учёта последствий для жизни в целом. Передаваемые посредством разных видов творчества образы также недооцениваются и могут оказывать непредсказуемое, даже негативное влияние на жизнь общества.
Учесть эти особенности крайне важно.
Первостепенная задача по «компьютерному» направлению — развитие образного мышления на основе интереса к определённому виду творчества (видео, фотографии, дизайну, рисованию, музыке). Главным здесь является не освоение конкретного вида творчества, его техники и не обучение работе в программах, а уделение особого внимания тому, какие образы вкладывать в своё творчество, что они станут привносить в жизнь других людей, жизнь в целом и как будут отражаться на самом авторе. Такой подход позволит развивать естественные, присущие именно человеку творческие способности и освободить себя в дальнейшем от искусственных вспомогательных средств.
Более того, если созданные и выраженные в том или ином виде творчества образы окажутся достаточно сильными, они непременно найдут воплощение в реальной жизни, повлияют на представления тех людей, которые их воспримут, а также окажут воздействие на автора или авторов — тех, кто принимал непосредственное участие в творчестве, потому что появится желание соответствовать тому образу, который был создан. Проще говоря, создавая новый образ (идеал политика, например), сам автор ощутит потребность соответствовать тем качествам, которые он заложил в этот образ.
Задача развития образного мышления в компьютерном творчестве является первостепенной ещё и потому, что увлечение техническими средствами направляется при этом в русло саморазвития, а популярность компьютерных технологий и современные возможности в сфере обмена информацией позволяют использовать их для быстрого распространения новых положительных образов и привлечь к этому процессу молодое поколение, которому предстоит жить в новой стране и совершенствовать её облик.
Второстепенные задачи компьютерного творчества:
1) ориентирование на использование свободного (бесплатного) ПО;
2) укрепление добросовестного отношения к платному ПО при необходимости его использования.
Первое поможет:
сократить затраты бюджетных и собственных средств учебных заведений; применять навыки работы с бесплатным ПО в будущей жизни (в домашних и профессиональных условиях, без использования пиратского софта); высвободить человеческий ресурс в сфере производства платного ПО по всему миру и направить его на другие сферы (притом что однотипных программ существует великое множество, а ходовыми являются единицы); переориентировать сложившийся интерес молодого поколения к заработку в сфере программирования и разработки платного ПО (в том числе к работе в зарубежных компаниях) на творческую сферу и национальные проекты.
Второе наравне с первым поможет на примере добросовестного отношения к платному ПО:
закрепить в целом такие качества, как ответственность, осознанность, внимание к интересам других людей (которые вкладывали свой труд в разработку программ, желая получить прибыль, чтобы обеспечить себя и свою семью); существенно сократить количество пиратских интернет-ресурсов, что побудит людей, которые их содержали, переориентироваться на другие виды деятельности; разгрузить отделы МВД и ФСБ от работы по части нелицензионного ПО, плюс сэкономить нервы разработчиков платного ПО (в обоих случаях — это такие же простые люди, семейные).
Значимость компьютерного творчества, внедрённого в систему образования при выполнении описанных выше задач, будет заключаться в следующем:
Получение навыков самостоятельного освоения любых программ, закрепление способности самообучения. Развитие образного мышления, которое можно применять в любой сфере творчества, а главное — в самой жизни. Возможность по окончании основного обучения применять полученные навыки для обеспечения своего материального достатка. Возможность работать удалённо, в подходящем месте, в любой сфере творчества, не тратя время, силы и средства на переезд; возможность организовать свою фирму. Приток в сферу современного творчества новых талантов, способных уже после получения общего образования приступить к творческой работе, в том числе и для создания социальной рекламы нового уровня, с иными ценностями (однако их творчество должно быть востребовано, должны появиться компании и виды деятельности, ориентированные на новые ценности, поскольку новое поколение не захочет, да и не сможет работать на продвижение старого при имеющейся у них осознанности и ответственности).
Задача взрослых и задача, требующая приложения усилий каждым в отдельности — в целях развития и совершенствования личных качеств — состоит не в том, чтобы оградить детей от нежелательной информации и образов, противостоять их распространению, а в том, чтобы задать иное направление их интересам, увлечь их другими ценностями, воспитать их на других образах, точнее «другим образом» (заметьте, «образ» воспитывает). Вот только эта задача сводится в первую очередь к тому, чтобы определиться с направлением собственных интересов, разобраться со своими ценностями и уделить внимание самовоспитанию и своему образу жизни.