Екатерина Санковская. Первая русская Сильфида - кто она?
«Душа московского балета» - именно так называли Екатерину Санковскую. Она стала первой русской артисткой, воплотившей романтический образ Сильфиды. Поэтичность танца Санковской, её актёрская игра восхищали современников и навсегда остались в легендах.
…Шотландскому крестьянину Джеймсу является прекрасная дева воздуха — Сильфида. Она манит его в мир мечты. Юноша устремляется за таинственной гостьей, но она ускользает. Стремясь удержать возле себя дивное видение, Джеймс внимает совету злой колдуньи: он набрасывает на Сильфиду волшебный шарф. Но это приводит воздушную деву к гибели — она теряет крылья, а вместе с ними свободу и жизнь. Столкновение с реальностью разрушило мечту.
Впервые балет «Сильфида» был показан в Париже в 1832 году. Спектакль поставил Филиппо Тальони для своей дочери Марии. Композитор Жан Шнейцхоффер написал музыку. Спустя пять лет, в 1837 году, первой русской исполнительницей партии Сильфиды стала Екатерина Александровна Санковская (1816−1878). Искусством этой выдающейся танцовщицы восхищались известные писатели, а имя её называлось рядом с самыми видными мастерами балета и драмы той эпохи. Путь к вершинам
Екатерина Санковская в девятилетнем возрасте поступила в Московское театральное училище. Уже через год она начала исполнять детские роли в спектаклях — не только балетных, но и драматических. Актёрскому мастерству её обучал Михаил Семёнович Щепкин. В дальнейшем его уроки очень помогли артистке — благодаря им она смогла сделать образы своих героинь живыми и убедительными.
Её учительницей по классу танца была Фелицата Гюллень-Сор — личность поистине незаурядная. Её заслуги перед московским балетом весьма велики. Француженка по происхождению, она обрела в России вторую родину. Фелицата была ведущей танцовщицей Московской императорской труппы. Ряд спектаклей поставила самостоятельно, став первой в России женщиной-балетмейстером. Обладала она и педагогическим талантом.
По окончании учёбы Екатерина Санковская была принята в Московскую императорскую труппу, но продолжала совершенствовать своё мастерство. Очень помогло ей знакомство с лучшими балетными постановками Европы — с этой целью Гюллень-Сор возила свою ученицу в Париж и Лондон. Санковская смогла увидеть танец Марии Тальони, Фанни Эльслер, Карлотты Гризи. Это произвело на юную балерину сильное впечатление, она даже разучила ряд номеров из репертуара знаменитых танцовщиц. Романтическая сказка
Триумф ожидал Санковскую в 1837 году, когда в Большом театре состоялась премьера балета «Сильфида». Гюллень-Сор перенесла постановку Гранд-Опера на московскую сцену. Санковская наделила свою героиню живыми чувствами, показала её самоотверженную любовь к простому крестьянину. Подобная трактовка была интересной, самобытной и довольно смелой. Если для Сильфиды Марии Тальони земной мир был чужд, то героиня Санковской сама стремилась к людям. Но они не поняли её любви.
Интересно, что в том же 1837 году Мария Тальони выступала в Петербурге и танцевала Сильфиду. Одновременно с ней Екатерина Санковская исполняла ту же партию в Москве. Обе трактовки современники признали выдающимися. Даже Фанни Эльслер писала, что видела лишь две Сильфиды — у Тальони и у Санковской. Героини получились разными, а общими были лёгкость, воздушность, изящество танца. Многогранный талант
Санковская была горячо любима московскими зрителями. По окончании спектакля свой первый поклон она адресовала верхним ярусам. Там собирались студенты, которые особенно восхищались её искусством — им импонировали жизненность и правдивость её героинь. Лишь в последнюю очередь балерина кланялась партеру. Это красноречиво свидетельствует о независимом характере артистки. Он проявлялся у неё с юных лет, на что обращало внимание школьное начальство.
«Душа московского балета»… Трудно поверить, что столь поэтичное определение дал танцовщице суровый писатель Михаил Салтыков-Щедрин. Студенты Московского университета увенчали балерину золотым венком. Огромная любовь зрителей стала той причиной, по которой они враждебно встретили прибывшую на гастроли петербургскую звезду Елену Андреянову. Сочли, что она приехала конкурировать с любимицей Москвы.
Однако сама Санковская с интересом наблюдала за выступлениями Андреяновой. После них московская балерина включила в свой репертуар новые партии. Одной из них стала Жизель — эта роль замечательно соответствовала многогранному таланту Санковской. Балерина и прежде с равным успехом танцевала волшебных существ из репертуара Марии Тальони и земных героинь, прославивших Фанни Эльслер. В образе Жизели Санковская смогла гармонично соединить реальность и фантастику. Танцовщица-актриса
Балерина получила признание и в европейских странах — в 1846 году состоялись её зарубежные гастроли. Она стала первой московской танцовщицей, отправившейся в подобную поездку. Её выступления прошли с большим успехом. Пробовала она свои силы и в балетмейстерской деятельности. Санковская выступала до 1854 года. Её последний выход на сцену состоялся в партии Жизели — это свидетельствует о том, насколько близок оказался артистке этот образ.
За год до завершения карьеры она станцевала Эсмеральду в одноимённом балете, поставленном Жюлем Перро. Критики отмечали, что роль была исполнена превосходно, образ получился удивительно живым, а в движениях ощущалась благородная грация. Санковская в полной мере проявила себя как прекрасная танцовщица и выдающаяся актриса.
Мастерство замечательной балерины долгие годы оставалось эталоном для критиков. Покинув сцену, Санковская давала уроки начинающим артистам. Она стала первым педагогом танца Константина Станиславского. Будущие поколения исполнителей развивали традиции, привнесённые в искусство Екатериной Санковской. Её Сильфида, глаза которой были полны жизни, навсегда осталась в легендах.