Куда исчезла библиотека Ярослава Мудрого?
Летописи упоминают о том, что князь Ярослав Мудрый собрал большую библиотеку, которая была огромным богатством. Но до сих пор никто не знает, куда она пропала. Все попытки докопаться до истины пока что не приводят ни к какому результату.
«Ярославъ же сей, якоже рекохом, любил бе книги, много написав и положи в святей Софии церкви», — так было написано о большом собрании книг князя Ярослава Мудрого в «Повести временных лет». Летописец относит это событие к 1037 году. Это единственное упоминание о библиотеке великого князя и одна из самых загадочных страниц в истории Киевской Руси. Историки много лет исследуют старые летописи и документы, но так и не приблизились к ответу на вопрос: куда пропало это богатство?
Сейчас мы говорим «библиотека Ярослава Мудрого», но на самом деле слово «библиотека» впервые появилось в XIX веке. А во времена Руси использовали слова «книгоположница», «книгохранилище», «книжная казна», «архив». Историки утверждают, что Ярослав создавал свою библиотеку. Именно создавал, а не собирал. При Софийском соборе работали переписчики, которые занимались переводом, написанием, переплетом и украшением книг. Сам князь знал несколько языков, поэтому предполагают, что он мог лично принимать участие в процессе создания некоторых книг.
До сих пор точно неизвестно, сколько книг хранилось в Софийском соборе. Летописи упоминают о «множестве» книг, но вот точной цифры не дают. Историки предполагают — от 500 до 950. Также сообщают, что их хранили в десяти дубовых сундуках, окованных железом. Каждую книгу писали на пергаменте, а для написания одной книги использовали кожу из стада телят или овец. После этого украшали серебром, золотом и драгоценными камнями. Для сравнения, на эти деньги можно было купить большой дом или 12 гектаров земли.
Ученые выдвигают разные версии по поводу судьбы библиотеки. Большинство историков считает, что после монголо-татарского нашествия часть библиотеки была разграблена, а часть разошлась по другим монастырям. Есть предположение о том, что некоторые книги попали в библиотеку Ивана Грозного, которая тоже бесследно исчезла.
Другие предполагают, что часть книг была передана в Киево-Печерскую Лавру. Об этом свидетельствуют данные путешественника и писателя Павла Алеппского, который посетил Киев в 1653 году. Он оставил сведения о том, что в Лавре есть много книг, в том числе пергаментных, которые были написаны около 500 лет назад. Но в 1718 году в Лавре случился очень большой пожар и монастырь очень сильно пострадал. Возможно, тогда же сгорела коллекция книг. Очевидцы сообщали о том, что огнем были уничтожены тысячи книг, огромное количество рукописей, настоящие грамоты князей. Утраты были невосполнимые.
Еще одна версия предполагает, что книги были спрятаны в пещерах на территории Софийского собора. Об этом заговорили после того, как в 1916 году возле собора случился обвал грунта. Археологи нашли вход в пещеру и записку, написанную на старославянском языке на березовой дощечке: «Кто найдет этот вход, тот найдет большой клад Ярослава». Ученые активно взялись за раскопки, но вскоре прекратили работу. Официальная версия — бесперспективность исследований. Сейчас на территории есть место, где находится вход в пещеры, но попасть туда практически нереально.
Высказывают мнение, что книги могли быть спрятаны в пещерах Зверинецкого, Выдубецкого или Межигорского монастырей. Но, несмотря на то что эти пещеры периодически исследуются, никаких особых ценностей там не находят.
Вряд ли мы приблизимся к разгадке тайны библиотеки Ярослава, но вот предполагают, что одна книга все-таки сохранилась. Когда французский король Генриха І попросил руки Анны Ярославны, ее начали собирать в далекую дорогу. Летописи сообщают, что среди ее приданого было несколько книг и рукописное Евангелие. Во время свадебной церемонии она положила Новый Завет на алтарь, и пара на нем дала присягу. Со времен средневековья оно стало известно как Реймское Евангелие, и французские короли принимали на нем присягу, начиная с Генриха ІІІ вплоть до Людовика XIV. Судьба книги была интересной и тоже полна загадок. Она до сих пор хранится в Реймсе в муниципальной библиотеке.
Сейчас о «книжной казне» напоминает только памятный знак, который находится на лужайке между входом в собор и Домом митрополита. Автором его был известный скульптор Иван Кавалеридзе. Это небольшой гранитный камень, на котором изображен Ярослав Мудрый и слова из «Повести временных лет: «В літо 6545. Сей же Ярослав, син Володимер, насея книжными словесы серца вєрных людей. Велика бо польза бывает чловєку од учення книжного».