Каков он, Ладин день?
Когда за окнами унылая, серая осень – душа подчас требует праздника. А мы порой и не догадываемся, что у наших предков именно сейчас была чуть ли не самая весёлая пора. А и правда, урожай собран, полевые работы закончены – время передохнуть и поблагодарить богов за посланное изобилие.
Как часто мы, запертые в городах, с грустью встречаем приход осени, прощаясь с тёплыми деньками, периодом отпусков. И забываем о том, что для наших предков осень была порой сбора урожая, подведения итогов года — тех итогов, от которых зависело, переживет ли род холодную зиму. И праздники осени, так или иначе, все связаны со сбором урожая, окончанием определённого жизненного цикла.
И одним из таких праздников был день Лады — славянской богини любви и весны. Цикл прославления богини соответствовал периоду «сильного солнца», когда день дольше ночи — от весеннего до осеннего равноденствия. Так «оспожинками», «вереснем» или же «осенинами», как раньше, называли этот день — заканчивался цикл прославления Лады, и наши предки отмечали Праздник урожая. Люди, с одной стороны, радовались урожаю, который даст им возможность перезимовать, а с другой — благодарили Мать Землю за щедрые дары.
Этот день считался окончанием полевых работ — урожай на огородах собирали и после, но жнива должны были закончиться до равноденствия, а на полях сжигали сухую траву, отсюда и ещё одно название праздника — «заревница». Поворот отмечали не только люди, но и природа — улетали птицы, начинало ощутимо холодать, пропадали комары и мухи, заканчивалось бабье лето. Кстати, именно с исчезновением насекомых связан обычай «мушиных похорон», когда пойманную муху (в некоторых регионах — другое насекомое) закапывали в землю в домовине из моркови и вместе с мухой хоронили все отжившее себя, все неприятности — как личные, так и всего рода. Кстати, этот обычай вполне можно повторить и сегодня.
В этот день устраивали празднование всей семьей (а ещё раньше — всем родом) — с угощением, игрищами, песнями и плясками. Иногда — если год был урожайным, а следовательно, угощение богатым — празднование могло растянуться и на неделю. И люди уже могли себе такое позволить — ведь основная работа окончена. Да, без дела наши предки и зимой не сидели, но когда основной урожай в закромах — можно немножко и отдохнуть. Повсеместно распространен был обычай созыва родни молодыми, поженившимися в этом году — новая семья угощала старших рода, показывала, как ведет дом и хозяйство, и выслушивала наставления старших. И это тоже было своего рода «отчетом» молодежи, демонстрацией возможности самостоятельно прожить зимой. Одним из ритуалов этого дня также было обновление огня в доме: старый, горевший от весеннего равноденствия гасили, зажигая новый — который будет согревать род холодной зимой. Кроме того, собирали рябиновые ветви, которые с ослаблением Солнца и, следовательно, вольницей для недобрых сил, должны были хранить дом от зла.
Но это день не только богини-Лады — наши предки прекрасно понимали, что женское и мужское начала могут существовать только вместе. Поэтому заканчивается цикл не только Богини, которая уходит на зиму в Сваргу — небесное царство до открытия врат в день весеннего равноденствия. Солнечный бог Даждьбог — мужественный воин — сегодня превращается в мудрого старика Световита, и время неумолимо приближается к Зимнему Солцестоянию, когда он, отживший свой цикл, умрет — для того, чтобы родился молодой божич Коляда.
При этом сходные традиции можно встретить у многих народов — например, кельтский Мабон, зороастрийский праздник Седе, и многие другие. Следует отметить, что и христианская церковь, придя на смену языческим верованиям, не смогла искоренить традиции этого дня. Так, день Лады был заменен Рождеством Богородицы (вторая пречистая), тем самым сохранили традицию почитания Матери в этот день, но заменив окончание цикла — рождением.