Разговоры с детьми. Что успевает Мамина школа сделать за десять минут пути?
В школе психологию не проходят, ее проходят по пути к школе. Мама ведет или везет ребенка на занятия, а он рассказывает о своих делах. Мама комментирует. Сказанное ею связано с тем, что ребенка больше всего волнует, потому западает глубоко в ум и в сердце. Настрой на целый день и новые подходы к решению проблем — вот что такое 10 минут с мамой по пути в школу.
Это в лучшем случае. В худшем — испорченное настроение и отупелость. Но не будем говорить о раздражительной тупости некоторых мам, которая сопутствует длительным депрессиям разного происхождения. Интересны здоровые красивые образцы для подражания.
Всего год мне довелось пожить в том районе, который очень люблю, и год этот запомнился восхитительными встречами. Судя по заинтересованным взглядам, могу сказать, что и я там была не раздражающей, а увлекающей своим примером. Чуть позже расскажу, чем мы забавлялись в пути, а пока вспомню о других стихийных педагогах.
Папа рассказывает сыну о физике твердых тел, рисуя на запотевшем стекле, лекция интересна всему троллейбусу, в какой-то момент завязывается дискуссия с бородатеньким профессором МГУ, который громит папу аргументами и выходит на своей остановке. Папа говорит сыну: «А теперь посмотрим, какими фактами нас сейчас обогатили».
Бабушка предлагает внуку запомнить правильное написание слов с помощью образов, к примеру, представить кАрканье на кАртофельном поле. Как бы мне хотелось сейчас вспомнить те длинные цепочки подобных слов, которые она произносила так быстро и ритмично, будто знает из своего детства, пришедшегося, по-видимому, на двадцатые годы! Где бы найти следы той старой школы? Недавно старенькая учительница говорила, что запомнить правописание очень просто — все, что с мордой, пишут через «О»: собака, корова, овца, лосиха и так далее. Люди добрые, прошу вас, добавьте побольше таких подсказок! Очень нужны.
Еще одна поездка, стоит летняя жара, сияющая счастьем мама и такие же сияющие ребята спорят о том, кто дольше не закипит в этой бане. Мама рассказывает о пользе жары и холода, просит вспомнить случаи, когда детям нравилось быть в необычной температурной среде.
Молодая семья учит ходить малыша месяцев десяти. Полупустой подрагивающий на ходу троллейбус оказался неплохим тренажером. Входит недовольная особа и тотчас набрасывается на «полоумных» родителей. Извинившись за то, что ее огорчили, они перешли в другую часть троллейбуса и заглушили бурчание злюки песнями.
Няня ведет ребят на занятия и по пути спрашивает, что узнали и что хотят узнать, какие хорошие люди рядом занимаются, кто чем симпатичен.
Мама с большой компанией ребятишек разных возрастов наладила игру в вопросы и ответы, похожую на испорченный телефон. Когда волна проходит до конца, младший оказывается знающим что-то очень серьезное и торжественно докладывает о своем новом знании. У бутуза это так забавно получалось, что все вокруг едва сдерживали улыбки.
Еще одна семья разговаривала рифмованными строчками. Я далеко не сразу догадалась, что это разговор о внутрисемейных делах, а не декламация заранее заученных строк. Удивительно было слышать от родителей мудрые фразы, очень напоминавшие гарики Игоря Губермана.
Парнишка идет и перечисляет одноклассников. Оказалось, что мама просит его расставить их по порядку в зависимости от смелости, доброты, выносливости, владения иностранным языком и так далее. Время от времени на первом месте оказывается «я», и это звучит как объективная самооценка.
Семья играет в «тройки»: надо назвать каждому по три растения без пауз, сбившийся выпадает. Потом по три минерала, по три элемента архитектуры, по три английских слова с определенным звуком. Очень хороши интонации, в них задор, вызов и одобрение.
Довольно много случаев симпатичного вдумчивого родительского рассуждения, которое ребенок внимательно выслушивает. И не только он, взрослые вокруг тоже замирают как завороженные.
А у нас любимая игра — «машинка». Уже не помню, как появилось название, но когда-то оно было обоснованным. Каждый имеет право на три вопроса и получает три коротких ответа. Вопросы могут касаться чего угодно, быть сколь угодно личными и подробными. Можно говорить о самом существенном и о пустом, как угодно. Нельзя лишь отделываться простым «не знаю» или «не скажу». В «машинке» и родительское внушение не отторгается, и детская просьба звучит ненавязчиво, и все стороны жизни оказываются просмотренными и проверенными, активизированными в начале дня. Очень полезная она, наша «машинка». Рекомендую.