Хранитель Толстовского дома (Искусствовед и культуролог Марина Колотило)
Марина Николаевна Колотило | |
Имя при рождении: | Марина Николаевна Савинова |
---|---|
Дата рождения: | 12 мая 1963 |
Место рождения: | Ленинград, РСФСР |
Гражданство: | СССР Российская Федерация |
Супруг: | Л. Г. Колотило |
Дети: | Е. Ю. Паньженская, А.Л.Колотило |
Научная сфера: | искусствоведение, культурология |
---|---|
Альма-матер: | факультет теории и истории изобразительного искусства Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина |
Научный руководитель: | искусствовед и педагог Валентина Николаевна Батажкова |
Известна как: | исследователь истории и культурологии Толстовского дома, специалист по истории стиля модерн, биограф героя Шипки графа М.П.Толстого |
Марина Николаевна Колотило (р. 1963) — искусствовед и культуролог, член международного Творческого союза историков и художественных критиков Ассоциация искусствоведов [1] с 2001 года, действительный член Русского географического общества с 2009 года, председатель правления ТСЖ «Толстовский дом» с 2009 года, библиофил.
Содержание
|
Замок Белого Слона. Дизайн М. Н. Колотило
1 Биография
|
Экслибрис М.Н.Колотило с |
Родилась 12 мая 1963 года в Ленинграде.
Окончила факультет теории и истории изобразительного искусства Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Российской академии художеств (в 2000 г.).
Ученица искусствоведа и педагога Валентины Николаевны Батажковой.
Теорию и историю архитектуры изучала у А. Л. Пунина и В. Г. Лисовского.
Технику и технологию живописи изучала у профессора М. М. Девятова [2].
Проживает в Толстовском доме
2 Профессиональные интересы
Область профессиональных интересов: история стиля модерн в России (архитектура жилых домов, дизайн интерьеров, женский костюм).
Занимается ландшафтным дизайном и дизайном интерьеров.
3 Женский костюм эпохи модерна в России
В 1999 году защитила дипломную работу: «Женский костюм эпохи модерна в России», подготовленную под руководством В. Н. Батажковой. Работа была рекомендована в печать, а М. Н. Колотило было предложено поступить в аспирантуру.
Некоторые положения исследования, развитые в дипломной работе 1999 года, предполагалось опубликовать в виде статей: «Женские журналы в России рубежа XIX—XX веков и проблемы моды»; «Женский костюм в живописных портретах русских художников конца XIX—XX веков»; «Модные аксессуары женского костюма эпохи модерна».
В 2001 году была начата работа над диссертацией «Женский костюм эпохи модерна в России» на соискание учёной степени кандидат искусствоведения, но работа была остановлена из-за трагической гибели В. Н. Батажковой.
|
План-схема Толстовского дома - объекта |
4 Исследования по истории и культурологии Толстовского дома
Ещё студенткой 2-го курса начала исследования истории, архитектурных особенностей и дизайна интерьеров знаменитого доходного дома генерал-майора графа Михаила Павловича Толстого [3] (внучатого племянника героя Отечественной войны 1812 года П. А. Толстого).
Подготовила и защитила курсовую работу: «Толстовский дом архитектора Фёдора Ивановича Лидваля: история, современность и проблемы» (в 1998 г.) под руководством А. Л. Пунина [4].
4.1 Архитектор Толстовского дома
Опубликовала две статьи о творчестве Ф. И. Лидваля, в которых поместила полный уточнённый перечень работ архитектора в Санкт-Петербурге — Петрограде [5] [6].
4.2 Хозяева Толстовского дома
Исследовала и описала биографии первых владельцев Толстовского дома, о которых до её работ не было известно практически ничего, а в публикациях в большинстве случаев просто были многочисленные мифы.
О первом владельце Толстовского дома — графе Михаиле Павловиче Толстом, были опубликованы три специальные статьи М. Н. Колотило [3] [7] [18], а о второй владелице Толстовского дома — графине Ольге Александровне Толстой, урождённой княжне Васильчиковой — одна статья [8].
4.3 Знаменитые жители Толстовского дома
Объект исследований искусствоведа и культуролога Марины Николаевны Колотило | |||
Толстовский дом | |||
Толстовский дом, вид из двора на Фонтанку | |||
Страна | Россия | ||
Санкт-Петербург | Улица Рубинштейна, дом № 15-17; набережная Фонтанки, дом № 54 | ||
Архитектурный стиль | северный модерн | ||
Автор проекта | Ф. И. Лидваль | ||
Строительство | 1910—1912 годы | ||
Статус |
| ||
Провела архивную и документальную работу по выявлению замечательных жителей Толстовского дома, опубликовав их первоначальный свод в трёх работах [9] [10] [11].
В настоящее время работает над монографией «Хозяева, жители и гости Толстовского дома».
4.4 Толстовский дом как историко-культурный организм
Разработала концепцию, согласно которой Толстовский дом является историко-культурным организмом [12].
"Культурологические воззрения Н. П. Анциферова[13] позволяют рассматривать город как цельный историко-культурный организм, выделяя «анатомию, физиологию и психологию (душу) городского организма». Санкт-Петербургский жилой комплекс Толстовский дом имеет множество признаков некоего самостоятельного организма, и в этом смысле представляет из себя «город в городе», то есть опираясь на теорию Н. П. Анциферова можно выделить его «анатомию», «физиологию» и «психологию (душу)», рассматривая генезис Толстовского дома как рождение историко-культурного организма". [12]
— Марина Колотило
Согласно концепции М. Н. Колотило жилой комплекс Толстовский дом как любой эволюционирующий организм является открытой динамической системой и находится в сложном взаимодействии с другими урбанистическими системами, входя на правах компонента в их иерархию. Толстовский дом занимает вполне определённый иерархический уровень в ряду пространственных и временных систем. У Толстовского дома существуют как вышестоящие в пространственной иерархии структуры: квартал, микрорайон, район, город, область и т. д., так и нижестоящие в пространственной иерархии структуры: двор (или корпус) жилого комплекса, подъезд (парадная), этаж, квартира…
М. Н. Колотило в своей работе заметила, что определённой заслугой Ф. И. Лидваля является перевод многоквартирного «доходного» дома на более высокий иерархический уровень и создание ранее неизвестного типа жилья — жилого комплекса. Биологи сказали бы, что он создал более высокий таксономический уровень жилья.
Кроме пространственной иерархии, как отметила М. Н. Колотило, Толстовский дом уже сто лет существует и во временно‘й иерархии, состоящей из более-менее чётко выделенных периодов: долгосрочных, среднесрочных, краткосрочных, годовых, сезонных и т. п.
Таким образом, как показала М. Н. Колотило, Толстовский дом представляет из себя некий организм, «город в городе», и может рассматриваться как урбанистическая структура, открытая саморазвивающаяся система.
С другой стороны, Толстовский дом представляет собой некую утилитарную вещь (правда вещь очень больших размеров), имеющую историко-культурную, художественную и сакральную ценность, то есть может рассматриваться с точки зрения концепции С. Т. Махлиной о вещи как феномене культуры. В любом случае, Толстовский дом и как историко-культурный объект, и как феномен культуры имеет огромное (в том числе и сакральное) значение, требует сохранения, консервации и реставрации .[11]
"Дальнейшие перспективы использования Толстовского дома как историко-культурного объекта определяются исходя не столько из его утилитарного назначения (как просто жилого комплекса), а скорее с точки зрения концепции «центров общества», созданной Ш.Айзенштадтом. Согласно этой концепции Толстовский дом является не только и не столько феноменом пространственной или временно‘й локализации, а в значительной мере «феноменом мира ценностей и верований»". [12]
— Марина Колотило
Толстовский дом - объект исследований искусствоведа и культуролога М.Н.Колотило
4.5 Толстовский дом в сакральной географии Санкт-Петербурга
Разработала концепцию о роли и месте Толстовского дома в сакральной географии Санкт-Петербурга.
В своей работе [11] показала, что кроме основных архитектурных осей Санкт-Петербурга, образующих «Невский трезубец», существуют архитектурно-планировочные оси, связанные с Толстовским домом. От здания Адмиралтейства отходят три магистрали: Невский проспект, Гороховая улица и Вознесенский проспект. Там где «трезубец» пронзает реку Фонтанку, между Невским и Гороховой расположен Толстовский дом.
В своей работе [11] М. Н. Колотило пишет:
"Через Толстовский дом проходят некоторые архитектурно-планировочные оси, не столь известные и явные как «Невский трезубец», но несущие определённую городскую архитектурную нагрузку и имеющие в некотором смысле сакральное содержание".
— Марина Колотило
|
А.Е.Гаричев."Толстовский дом", тушь, перо. |
М. Н. Колотило выделяет основную, поперечную и две диагональные архитектурно-планировочные оси, проходящие через Толстовский дом [11].
Основная ось: Адмиралтейский собор (находился в левом крыле здания Адмиралтейства) — Казанский собор — башенка со шпилем управления Октябрьской железной дороги — Толстовский дом — Владимирский собор — Единоверческая церковь (ныне не действующая, в ней расположен Музей арктики и антарктики) — Троицкий собор Александро-Невской лавры.
Поперечная ось: Преображенский собор — разрушенная церковь подворья Троицко-Сергиевского монастыря — Толстовский дом — церковь в Подъездном переулке (ныне не действующая, без креста и сильно перестроенная). Эта ось также проходит через башенку на угловом доме Загородного проспекта и Звенигородской улицы.
Диагональные оси.
Первая диагональная ось: к сожалению полностью разрушена, так как «опиралась» на два красивейших и важнейших собора: Спас-на-Сенной и Знаменский, которые были взорваны коммунистическими властями. Продолжение этой оси опиралось на Вознесенский собор, также взорванный и разрушенный до основания.
Вторая диагональная ось: шпиль церкви в Михайловском замке — Толстовский дом — шпиль колокольни Крестовоздвиженского собора на Лиговке.
Относительно основной планировочной оси, проходящей через Толстовский дом, М. Н. Колотило указала, что эта ось,
"...опираясь на серьёзные архитектурные доминанты, «уравновешивает» и «смягчает» излом Невского проспекта в районе площади Восстания, «удерживая» концы Невского, как тетива удерживает в напряжении лук. Хотя это абсолютно субъективное и даже иррациональное впечатление".
— Марина Колотило
Определённую сакральную ауру Толстовского дома, как указано в работе[11], создают и культовые сооружения не попадающие на архитектурно-планировочные оси, но буквально «хороводом» стоящие на некотором расстоянии от Толстовского дома. Вместе с разрушенными и перестроенными в советское время церквями их несколько десятков.
В работе [11] указана огромная роль, которую играет топонимика в сакральной географии, связанной с Толстовским домом.
"Наверное, немаловажную роль в начальном периоде жизни дома играл тот факт, что дом официальный расположен был на Троицкой улице. Наверное, всеми уважаемый музыкант и педагог Антон Григорьевич Рубинштейн, живший на Троицкой улице, отнюдь не обрадовался бы, узнав, как современные экскурсоводы рассказывают, что он жил на улице Рубинштейна. (Впрочем, совсем не лучше: в городе Пушкине учился Пушкин или в городе Ломоносове неоднократно бывал Ломоносов). Топонимика — это элемент сакральной географии и истории культуры. Она не должна быть служанкой политической конъюнктуры. Представляется целесообразным возвращение исторического названия Троицкой улицы. Тогда будут соответствовать действительности фразы: А. Г. Рубинштейн жил на Троицкой; М. П. Толстой купил участок на Троицкой и по его заказу Ф. И. Лидваль построил жилой комплекс на Троицкой. При этом из обихода жителей исчезнут фразы, более уместные на концертах юмористов: въехал на Рубинштейна; встал на Рубинштейна; прорвало канализацию на Рубинштейна или дом в конце Рубинштейна".
— Марина Колотило
5 Изучение творчества Л.К.Богомольца
|
Л.К.Богомолец. "Маки" (1972 год). |
Занималась изучением творчества выдающегося художника Льва Константиновича Богомольца.
Самые известные его работы — «Океан», «Волна», «Татарник», «Реквием», а цикл «Маки» фактически стал его «визитной карточкой» [14].
Наиболее значительным произведением Л. К. Богомольца является огромный холст «Маки», написанный в 1972 году. Картина хранится в собрании М. Н. Колотило.
6. Изучение творчества А. Е. Гаричева
|
| |
Автопортрет А.Е.Гаричева. | А.Е.Гаричев. "Николай Трофимов". Из Коллекции искусствоведа и культуролога М.Н.Колотило | А.Е.Гаричев. "Зинаида Шарко". |
|
А.Е.Гаричев. "Храм Спаса-на-Крови", тушь, перо. |
Изучала графические работы А. Е. Гаричева.
С 1985 по 1989 годы, покупала у художника его произведения, и таким образом поддерживала его в довольно сложный экономический период.
Со слов А. Е. Гаричева записала многочисленные комментарии к его работам и его представления о живописных образах.
Анато́лий Евла́мпиевич Га́ричев — актёр и художник, играл в БДТ им. А. М. Горького в Ленинграде, под управлением знаменитого режиссёра Товстоногова Георгия Александровича.
Самая известная театральная работа — в спектакле БДТ «Ханума».
Талантливейший художник-самоучка, создавший целую галерею портретов и шаржей театральных деятелей и знаменитых людей. Свои художественные произведения писал карандашом, тушью, фломастером, углём, акварельными и масляными красками. «Толя рисовал и писал красками яркие портреты, точные шаржи и абстрактные композиции». [15]
Во время работы в БДТ А. Е. Гаричев гримировался вместе с Сергеем Юрским и Олегом Басилашвили в известной гримёрке, где по его предложению знаменитости оставляли автографы на стенах и потолке. Много позже Олег Басилашвили снимал в этой гримёрке свою программу «С потолка».[15]
М. Н. Колотило собрала самую большую и интересную коллекцию графических работ А. Е. Гаричева — более трёхсот листов.
7. Изучение творчества В. Б. Салищева
Сева Салищев "Дриада тропиков и лесной дух".
Картина из коллекции искусствоведа и культуролога М.Н.Колотило
Занималась изучением творчества художника Всеволода Борисовича Салищева, будучи первым искусствоведом и культурологом высоко оценившим его творчество.
Способствовала выставкам его работ и предоставляла для выставок его работы, хранящиеся в её собрании — шесть полотен и одна графическая работа.
Люстра в "Замке Белого Слона. Дизайн М.Н.Колотило
8. Русское географическое общество и научные путешествия
|
А.Е.Гаричев. "Кирилл Лавров". |
Совершила большое количество научных путешествий [16] .
В 2009 году на заседании комиссии научного туризма избрана действительным членом Русского географического общества (основанного в 1845 году).
В 2009 году в Русском географическом обществе на конференции по сакральной географии сделала доклад: «Толстовский дом в сакральной географии Санкт-Петербурга». Доклад опубликован в «Трудах Русского географического общества», в серии «Научный туризм» [11].
В 2009 году, 8 декабря в Русском географическом обществе на конференции «Природное и культурное наследие Северо-запада России. Аспекты внутреннего туризма» сделала доклад «Толстовский дом — как объект исторического наследия СПб». [17]
8.1 Научные путешествия [16]
|
|
|
А.Е.Гаричев. "Владислав Стржельчик". | А.Е.Гаричев. "Татьяна Доронина". | А.Е.Гаричев. "Георгий Товстоногов". |
- Австрия г. Зальцбург (с замком Хоэнзальцбург), Циллертальская долина.
- Бельгия г. Антверпен (с музеем Рубенса, замком Стен и собором), г. Брюссель.
- Германия г. Гамбург, замок и усадьба Линдерхоф, замок Нойшванштайн, замок Хоэншвангау.
- Голландия
- Дания г. Копенгаген, замок Эльсинор («замок принца Гамлета»)
- Доминиканская республика (о. Гаити).
- Египет г. Каир (с Музеем египтологии), г. Гиза (с пирамидами), г.Луксор (с храмами), г. Карнак (с храмами), Долина царей (с подземными гробницами), Долина цариц, Храм Хатшепсут, г. Хургада, курорт Шарм-эль-Шейх.
- Испания: дворцовый комплекс Альгамбра, г. Барселона, провинция Гранада, г. Мадрид, г. Севилья, г. Толедо, замок Эскориал.
- Италия г. Венеция, г. Катанья (о. Сицилия), г. Палермо (с монастырским комплексом Монреаль) на о. Сицилия, г. Рим,, г. Римини, г. Флоренция.
- Маврикий пос. Гранд Бэй, пос. Курепипе, пос. Памплемус, г. Порт Луи.
- Монако.
- Португалия г. Лиссабон.
- Россия (и СССР): г. Адлер, г. Баку (ещё в составе СССР), г. Великий Новгород, г. Вологда, г. Волгоград, г. Выборг (с крепостью), г. Киев (ещё в составе СССР) (в том числе Киево-Печерская лавра, Софийский собор, Владимирский собор), крепость Копорье, г. Минск (ещё в составе СССР), г. Москва, пригороды Москвы (усадьба Архангельское, усадьба Останкино, усадьба Царицыно), г. Мурманск и населённые пункты Мурманской области (пос. Гаджиево, пос. Западная Лица, пос. Полярный, г. Североморск), г. Рига (ещё в составе СССР), пригороды Санкт-Петербурга (музеи-заповедники Петергоф, Ораниенбаум, Пушкин, Гатчина, Павловск, Стрельна; пос. Вырица, пос. Репино с музеем «Пенаты»), г. Севастополь (ещё в составе СССР), г. Симферополь (ещё в составе СССР), г. Сочи, г. Старая Ладога, г. Старая Русса, г. Таллин (ещё в составе СССР), г. Тарту (ещё в составе СССР), г. Тихвин, г. Тула, Юрмала (ещё в составе СССР), раскопки г. Херсонес, усадьба Ясная Поляна.
- Сан-Марино.
- Сейшельские острова.
- Таиланд: Аютия (древняя столица Сиама), г. Бангкок, о. Пхукет.
- Тунис: г. Бордо (с музеем мозаики), г. Бу-Саид, раскопки г. Карфаген, г. Порт-эль-Кантауи, г. Сусс, г. Тунис, г. Эль-Джем (с древнеримским цирком).
- Турция: г. Стамбул, г. Эрзерум и горнолыжный курорт Паландакен, курорт Анталия.
- Финляндия: г.Лаппенранта, г. Котка, г. Турку, усадьба Хайко Картано, г. Хамина, г.Ханко, г. Хельсинки, г. Эспоо.
- Франция: г. Авиньон (с папским дворцом-замком), замок Амбуаз (с капеллой Св. Губерта, где похоронен Леонардо да Винчи), г. Арль (с древнеримским амфитеатром и древнеримским цирком), замок Блуа, королевская резиденция Версаль, парк аттракционов Диснейленд (в предместье Парижа), замок Кло-Люссе (где жил Леонардо да Винчи), г. Ним (с древнеримским цирком и домом Нострадамуса), г. Ницца, г. Оранж, г. Париж, г.Страсбург, королевская резиденция Фонтенбло, замок Шенонсо, замок Шомон.
- Чехия: г. Прага, г. Карловы Вары, курорт Марианские Лазни, монастырь Тепла.
- Швеция: г. Мальмё, г. Стокгольм, г. Хельсинборг.
8.2 Подводные путешествия (дайвинг) [16]
А.Е.Гаричев. "Михаил Волков". |
- Египет: Шарм-эль-Шейх, Хургада.
- Доминиканская республика: побережье о. Гаити.
- Сейшельские острова
- Таиланд: побережье о. Пхукет.
- Турция: Кемер.
8.3 Горнолыжные путешествия [16]
- Австрия Циллерталь.
- Россия Охта парк, Туутари парк.
- Турция Паландакен.
9. Печатные работы
А.Е.Гаричев. "Евгений Лебедев". |
Колотило М. Н. Толстовский дом (1910—1912) архитектора Ф. И. Лидваля как многокомпонентный историко-культурный феномен сакральной географии Санкт-Петербурга.// Научные труды РГО. Серия: научный туризм. Т. 1, вып. 1. 2009. С. 11-43. (Работа посвящена памяти Е. Ю. Паньженской).
10. Статьи в Интернете
* Колотило М.Н. [http://www.stateyki.org.ua/articles/tolstovskii-dom-1910-1912-arhitektora-filidvalya-v-sankt-peterburge-i-ego-pervyi-vladelets-graf-mihail-pavlovich-tolstoi/ Толстовский дом и его первый владелец граф Михаил Павлович Толстой].
* Колотило М.Н. [obschestvo/people/pervyy-hozain-tolstovskogo-doma-v-sankt-peterburge.html/ Первый владелец Толстовского дома в Санкт-Петербурге].
* Колотило М.Н. [obschestvo/people/vtoraa-vladelica-tolstovskogo-doma-v-sankt-peterburge.html/ Вторая владелица Толстовского дома в Санкт-Петербурге].
* Колотило М.Н. [http://www.stateyki.org.ua/articles/tolstovskii-dom-i-ego-znamenitye-zhiteli/ Толстовский дом и его знаменитые жители].
* Колотило М.Н. [http://www.stateyki.org.ua/articles/peterburgskie-postroiki-fedora-lidvalya/ Петербургские постройки Фёдора Лидваля].
* Колотило М.Н. [http://www.stateyki.org.ua/articles/tolstovskii-dom-1910-1912-arhitektora-fi-lidvalya-kak-istoriko-kulturnyi-organizm/ Толстовский дом (1910—1912) архитектора Ф. И. Лидваля как историко-культурный организм].
* Колотило М.Н. [obschestvo/history/legenda-tolstovskogo-doma.html/ Легенда Толстовского дома].
* Колотило М.Н. [arts/arhitektor-fedor-lidval-i-ego-peterburgskie-postroyki.html/ Архитектор Фёдор Лидваль и его петербургские постройки].
* Колотило М.Н. [obschestvo/people/zamechatelnye-zhiteli-tolstovskogo-doma.html/ Замечательные жители Толстовского дома].
* Колотило М.Н. [http://kata-log.ru/obschestvo/people/geroy-shipki-graf-mihail-pavlovich-tolstoy-1845-1913.html Герой Шипки - граф Михамл Павлович Толстой (1845-1913) ]
Замок Белого Слона, крыльцо. Дизайн М.Н.Колотило
11. Членство в научных обществах
- 2001 — член международного Творческого союза историков искусства и художественных критиков «Ассоциация искусствоведов» (АИС) [18]
- 2009 — действительный член Русского географического общества (РГО) [17]
12. Спорт
Камин в Толстовском доме. Дизайн М.Н.Колотило
- 1979 — кандидат в мастера спорта СССР по лёгкой атлетике
- 1998 — дайвинг
- 2002 — горные лыжи
13. В ТСЖ «Толстовский дом»
Один из инициаторов создания и член правления ТСЖ «Толстовский дом» с 2007 года.
Председатель правления ТСЖ «Толстовский дом» с 2009 года.
В одной из работ М. Н. Колотило писала
"Объективно существующая иерархия урбанистических структур требует и соответствующей иерархии структур управления и обслуживания, что в настоящее время соблюдается далеко не всегда. Подстройка внутригородских структур управления и обслуживания к реалиям иерархии урбанистических структур идёт, как правило, «методом тыка», без учёта какого либо научного анализа. Например, созданному в 2008 году ТСЖ «Толстовский дом» городские власти передали коммуникации, прилегающие территории и строения без учёта их единой «анатомии» и «физиологии»". [12]
— Марина Колотило
Инициатор создания общественного музея «Толстовский дом», находящегося пока что в стадии становления.
Инициатор и руководитель программы по подготовке празднования 100-летнего юбилея Толстовского дома.
14. Примечания
- ↑ Члены АИС — «К» (Официальный сайт "Ассоциации искусствоведов")
- ↑ По её просьбе М. М. Девятов написал три картины (холст, масло). Одна из них — «Портрет Тимы Колотило» (её сына).
- ↑ Колотило М. Н. Толстовский дом и его первый владелец граф Михаил Павлович Толстой. (Сайт: stateyki.org)
- ↑ Колотило М. Н. Толстовский дом архитектора Фёдора Ивановича Лидваля: история, современность и проблемы / Курсовая работа за 2-й курс / Научный руководитель А. Л. Пунин. Факультет теории и истории искусств Санкт-Петербургского гос. академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина.- СПб, 1997—1998 учебный год.- 45 с., илл. (рукопись).
- ↑ Колотило М. Н. Архитектор Фёдор Лидваль и его петербургские постройки. (Сайт: kata-log.ru)
- ↑ Колотило М. Н. Петербургские постройки Фёдора Лидваля. (Сайт: stateyki.org)
- ↑ Колотило М. Н.. Первый владелец Толстовского дома в Санкт-Петербурге. (Сайт: kata-log.ru)
- ↑ Колотило М. Н.. Вторая владелица Толстовского дома в Санкт-Петербурге. (Сайт: kata-log.ru)
- ↑ Колотило М. Н.. Толстовский дом и его знаменитые жители. (Сайт: stateyki.org)
- ↑ Колотило М. Н.. Замечательные жители Толстовского дома. (Сайт: kata-log.ru)
- ↑ Колотило М. Н. Толстовский дом (1910—1912) архитектора Ф. И. Лидваля как многокомпонентный историко-культурный феномен сакральной географии Санкт-Петербурга.// Научные труды РГО. Серия: научный туризм. Т. 1, вып. 1. 2009. С. 11-43. (Работа посвящена памяти Е. Ю. Паньженской).
- ↑ Колотило М. Н.. Толстовский дом (1910—1912) архитектора Ф. И. Лидваля как историко-культурный организм. (Сайт: stateyki.org)
- ↑ Анциферов Н. П. Пути изучения города, как социального организма. Опыт комплексного подхода.- Л.: Изд. «Сеятель», 1925.- 148 с.
- ↑ Некролог Л. К. Богомольца в «Санкт-Петербург.ру»
- ↑ Сергей Юрский. «Игра в жизнь», глава «Гримёрка (Толя Гаричев)».
- ↑ Маршруты путешествий М. Н. Колотило. (Сайт "Маршруты" )
- ↑ Конференция РГО (На сайте РГО)
- ↑ Колотило М.Н. Герой Шипки - граф Михаил Павлович Толстой (1845-1913) . (Сайт: kata-log.ru)
Замок Белого Слона. Дизайн-проект М.Н.Колотило
15 Источники в Интернете.
- Информационно-справочные ресурсы Министерства Культуры РФ . Культурное наследие РФ, объект 7800770000 (Доходный дом М.П.Толстого)
- Члены АИС — «К» . Сайт АИС.
- М.Н.Колотило. Кто есть кто в России
- ТСЖ «Толстовский дом». Кто есть кто в России.
- Маршруты путешествий М. Н. Колотило . Сайт "Маршруты".
- Выступление М. Н. Колотило на Конференции РГО . Сайт РГО.
- Сitywalls. Архитектурный сайт СПб
Камин в Толстовском доме. Дизайн М.Н.Колотило. Скульптор А.Савинков.
16 Источники в Википедии
Юрий Федотович Тарасюк - доктор технических наук, профессор, академик Санкт-Петербургской академии истории науки и техники.