Ассоциация Рослесмаш объединила одних из лучших
Ситуация на российском рынке как специализированной, так и универсальной лесной техники сложная. За последнее время ассортимент иностранных поставщиков заметно пополнился новыми моделями лесозаготовительных тракторов и других машин, чего нельзя сказать о продукции отечественных производителей.
В 2013 году исполнится 15 лет образованию Ассоциации Рослесмаш. Целью создания Ассоциации было объединение передовых российских предприятий для совместной работы по возрождению лесного машиностроения в России. Сегодня в Рослесмаш входит более десятка крупных производителей. Их продукция определяет ситуацию с оборудованием в лесозаготовительной отрасли.
Отечественные преимущества.
Основным фактором в небольшом списке преимуществ приобретения отечественных машин, а не импортных аналогов, традиционно считается сравнительно низкая их цена. Ещё одним плюсом является относительная близость к производителю и распространённость моделей в стране, что позволяет рассчитывать на наличие запчастей, а также, значительное количество специалистов-ремонтников, способных оказать помощь при поломках. Простота конструкций, отсутствие сложной электроники - также идёт «в зачёт» нашим машинам.
Но нашему производителю просто необходимо расширять номенклатуру специальных колёсных и универсальных гусеничных тракторов, машин с широкими функциональными возможностями, увеличивать эксплуатационный ресурс, надёжность и производительность.
Мы же видим продолжающуюся практику выпуска техники ограниченной номенклатуры и типоразмеров, машин, в основном, для хлыстовой технологии заготовки леса и специальных гусеничных тракторов.
Российские предприятия, производящие лесные машины, предлагают сегодня около трёх десятков моделей тракторов и спецмашин, массой от 11,2 до 24,6 т, с двигателями мощностью 88...125 кВт, в т.ч. всего несколько моделей на колесном шасси. Причём, из общего числа моделей, не более 8...10 предназначены для сортиментной технологии заготовки древесины.
Машины для транспортировки леса.
Ряд предприятий - членов Ассоциации Рослесмаш специализируются на производстве машин для транспортировки леса, используя шасси отечественных и иностранных производителей. Так, ОАО Нелидовский машзавод специализируется на производстве лесовозных автомобилей-тягачей, как с гидроманипуляторами, так и без них. Заводом производится 2 модели современных гидроманипуляторов. Мод. СФ-65С была разработана для эксплуатации в самых тяжёлых условиях. Для операций с массивными брёвнами установлен шведский полноповоротный ротатор GV-6AF. Максимальный вынос стрелы манипулятора - 7,1 м, при этом грузовой момент (в дальнейшем Г.М.) - 65 кНм.
Второй манипулятор, мод. ОМТЛ-97, более мощный. Гидроманипулятор укомплектован насосом повышенной производительности и гидрораспределителем RM-316 шведской фирмы Nordhydraulic АВ. Г/п данного оборудования на наибольшем вылете, составляющей 7,3 м, составляет 1,27т, а Г.М. - 97 кНм. В качестве базового используются отечественные шасси с колёсной формулой 6х6: КамАЗ-43114, КамАЗ -4318, Урал-4320.
Кроме этого, завод выпускает 4 модели прицепов - сортиметовозов г/п от 11,3 до 14, 34 т, а также 2 модификации прицепов-роспусков с допустимой полной массой 12 и 16 т соответственно.
Ещё одно предприятие - член Ассоциации ОАО Майкопский машиностроительный завод - ведущее российское предприятие по выпуску манипуляторов. С 1985 года руководством ММЗ выбран вектор на производство гидроманипуляторов для лесопромышленного комплекса. Результаты очевидны: за участие в выставке «Русский лес-2011» ММЗ был награждён медалью «За выпуск качественных грузоподъёмных механизмов и высокий уровень сервисного обслуживания». В 2012 году в результате участия в конкурсе «200 лучших товаров России» завод получил приз «Лидер качества».
Среди наиболее популярных продуктов ММЗ - гидроманипулятор ЛВ-190 с Г.М. 140 кНм. Манипулятор отличается наличием лёгкого, но надёжно защищающего от непогоды, навеса для оператора. Гидроманипулятор ЛВ 185-14 с Г.М. 90 кНм оборудован механизированным выдвижением аутригеров и демпфером, снижающим колебания при остановке механизма поворота. Хорошо известна потребителям и модель ЛВ-185-16, с Г.М.100 кНм.
В начале 2012 года завод представил на рынке новую разработку - гидроманипулятор ММ-100Z-01. Отличительной особенностью нового оборудования является Z-образная поперечная схема складывания с Г.М. 100 кНм и вылетом стрелы до 7,8 м. Такая схема позволяет компактно разместить гидроманипулятор, при этом, не ограничивая доступ к двигателю автомобиля, не загромождая кузов, не мешая обзору при движении автомобиля. Особенно эффективным новый манипулятор оказался при установке на лесовозы с прицепом-роспуском.
Два члена Ассоциации, предприятие из Великих Лук Велмаш-С, и Соломбальский машзавод, объединились в холдинг Подъёмные машины. Сегодня продукция холдинга занимает 2/3 российского рынка манипуляторов. Спектр лесных манипуляторов компании Подъемные машины необычайно широк. Прежде всего, это самые популярные в России модели - СФ-65, ОМТЛ-70, ОМТЛ-97 и множество их модификаций. В последнее время растет спрос и на более мощные модели - ОМТЛ-120, СФ-140.
Монтируя гидроманипуляторы, в основном, на шасси КамАЗ различных модификаций, холдинг предлагает потребителям более десятка моделей сортиментовозов, наделённых функцией самопогрузки-разгрузки, с различными эксплуатационными характеристиками мощности, г/п, габаритов и т.д.
Холдинг также серийно производит 3 модели лесовозов для перевозки леса в хлыстах, а также 3 модели портальных автолесовозов с механизированной погрузкой-разгрузкой. Автолесовозы используются для работы с пакетами пиломатериалов на лесопильных и деревообрабатывающих предприятиях.
Для работы с большими объёмами лесоматериалов специалисты холдинга разработали модель стационарного манипулятора ОМТЛ-70-02C, с максимальной г/п 2,05т, Г.М. 70кНм и максимальным вылетом стрелы 7,3 м.
Специальные лесные машины.
Но предприятия холдинга Подъёмные машины, стремясь расширить ассортимент своей продукции, в 2010 г. вывели на рынок две специализированные модели лесных машин, полученные в результате сотрудничества с белорусским Амкодором. Сначала начался серийный выпуск форвардера Амкодор-Велмаш 2661-01, г/п 12т. Машина создана на базе 6-колесного форвардера Амкодор 2661, и установленного на него гидроманипулятора ОМТЛ производства Велмаш-С, рабочий радиус манипулятора находится в диапазоне 7...10,35 м.
На следующем этапе российско-белорусского сотрудничества появился колёсный харвестер повышенной проходимости Амкодор-Велмаш 2551. Он предназначен для валки деревьев, обрезки сучьев и раскряжевки на сортименты заданной длины. Гидрообъёмная трансмиссия харвестера, разработанная датской компанией Danfos, обеспечивает машине возможность плавно двигаться даже при низких оборотах двигателя. Манипулятор крепится к раме харвестера не жёстко, за счёт такого конструкторского решения манипулятор может работать с наклоном ±15°, что особенно важно при лесозаготовке на холмистом ландшафте. В данной машине решено было использовать т.н. стелящийся манипулятор СФ-132H, т.е. в котором рукоять, с помощью цилиндра перемещения и механизма стабилизации, движется прямолинейно и параллельно по отношению к поверхности земли, обеспечивая легкую наводку на дерево, производства Соломбальского машзавода, развивающий Г.М. 132 кНм. Максимальный вылет стрелы составляет 9,5 м.
Производством лесных машин более 70 лет занимается член Ассоциации из Екатеринбурга, ЗАО Лесмаш. Сучкорезные машины ЛП-33Б являются своего рода визитной карточкой предприятия. На базе гусеничного трактора ТГ-4М-01 Алтайского ТЗ или Т-147 Абаканского ОМЗ монтируется навесное оборудование, состоящее из стрелы с сучкорезной и приёмной головками, на стреле установлены направляющие, по которым перемещается захват протаскивающего устройства. ЛП-33Б очищает деревья от сучьев за несколько приёмов в результате последовательного перемещения захвата ствола. Машина автономна, для её эксплуатации не нужны какие-либо подготовительные работы на лесосеке.
Для облегчения «зимнего» запуска на базовой машине имеется жидкостной подогреватель Webasto. ЛП-33Б перерабатывает деревья до Ш 0,75 м в комле, а Ш срезаемых сучьев может составлять до 0,2 м. Производительность машины составляет 40 м3/ч, что соответствует показателям зарубежных аналогов.
В результате модернизации машины ЛП-33Б, на предприятии создали сучко-раскряжовочную машину ЛП-03, автоматически режущую хлысты на сортимент заданной длины, а также сучкорезную машину ЛП-4, с автоматической обрезкой вершинной части хлыста.
На Лесмаше также производится целый перечень оборудования, из которого, в различных комбинациях, собираются автоматические высокопроизводительные раскряжёвочно-сортировочные линии, укомплектованные автоматизированными системами управления сортировки пиловочника, а также автоматизированными устройствами Вектор 3D, производящими измерения всех параметров брёвен.
Красноярское предприятие ОАО Краслесмаш, также как и Онежский Тракторный Завод, стали одними из первых членами Ассоциации. Оба эти старейшие предприятия нашей страны представляют в Ассоциации Концерн Тракторные заводы.
Краслесмаш разработал порядка десяти различных машин, использующихся на разных этапах лесозаготовки, хотя и выпускаются они в ограниченном количестве. Разработано несколько видов техники для трелёвочных работ: гусеничный трактор ТТ-4М-23К, бесчокерные трелёвочные машины ЛТ-187, ЛП-18К, ЛП-18К-2, а также валочно-трелёвочная машина ЛЗ-235. На базе гусеничного трактора Онежского завода ТЛГ-100 на заводе собирают лесопогрузчик мод. ЛТ-188 г/п 4т, для погрузки леса на транспорт. Пачка может подниматься для переноса груза через стойки коников на высоту до 4,8 м.
Для уборки участков от отходов леса, образовавшихся при вырубке, разработана машина ЛП-18К-2П на базе гусеничного трактора ТТ-4М-23К. Г/п машины - 4 т, а объём имеющегося кузова для лесоматериалов - 7 м3. Погрузка осуществляется грейфером, снабжённым ротатором, который крепится на рукояти с удлинителем.
Стрелой длиной 7,6 м оперирует и ещё одна машина Краслесмаша - гидроманипулятор МА-100. Автомобильные манипуляторы завод начал производить с 2005 г. Это универсальное погрузочное устройство может устанавливаться и стационарно, и на кузове, как за кабиной, так и на заднем свесе рамы. Завод, в основном, монтирует манипуляторы на шасси КамАЗ, МАЗ, Урал, КрАЗ.
Одной из последних разработок завода является форвардер Четра КС-146. Двигатель Cummins QSB6.7 мощностью 202 кВт, обеспечивает необходимое тяговое усилие. Длина перевозимых сортиментов - 3...6 м, а г/п машины- 14 т. Погрузка сортимента осуществляется манипулятором Loglift F91FT100, обеспечивающего вылет грейфера в 10 м. За подъём поднимаются пачки до 0,35м3, при этом подъёмный момент, развиваемый манипулятором - 81 кНм.
Онежский тракторный, практически прекративший в последние годы выпуск продукции, в 2011 году вошёл в перечень предприятий, осуществляющих выполнение госзаказа на поставку техники по борьбе с лесными пожарами. Из федерального бюджета на закупку специальных пожарных машин в 2011-12 гг. было выделено 8,5 млрд. руб.
Гусеничная машина Онежец-310 является модернизированным ранее выпускавшимся лесопожарным трактором ЛХТ-100А -12. Онежец-310 отличается более комфортной кабиной, усиленной рамой, использованием уширенных гусениц. В конструкции ходовой части применены планетарные бортовые редукторы с приближёнными к опорной поверхности ведущими колёсами большого Ш. Гидростатическая передача состоит из регулируемого насоса фирмы Linde, привода насосов фирмы Stiebel Eltron, установленного на редукторе, и регулируемого мотора Linde, смонтированного на блоке заднего моста. За счёт введения этих, и многих других технологических новаций, производитель утверждает, что машина, до первого капремонта, гарантировано отработает без существенных замечаний не менее 1 тыс. м/ч.
Одним из самых молодых участников Ассоциации является предприятие Лестехком, г. Йошкар-Ола. Компания Лестехком была образована в 1995 г., но уже сегодня является известным производителем валочно-пакетирующих машин. Серийно выпускаются 2 машины - ЛП-19А и ЛП-19Б. Обе машины высокопроизводительны, максимально просты и в управлении, и в обслуживании, очень проходимы, благодаря гусеничной балансирной подвеске. Машины эффективно применяются на сплошных вырубках, как без сохранения, так и, благодаря маневренности, с сохранением подроста.
Наибольший Ш срезаемого ствола- 0,9 м, Минимальный вылет манипулятора составляет 3,65 м, а максимальный - 8 м. Г/п манипулятора на максимальном вылете 2,5 т. Платформа валочно-пакетирующей машины может осуществлять поворот на 360°. Ходовая система представляет собой 10-катковую балансирную тележку, гусеницы, по согласованию с заказчиком, устанавливаются шириной 0,5 либо 0,6 м.
Машины отличаются друг от друга мощностью главного привода. В мод. ЛП-19А используется 6-цилиндровый дизель А-01М, мощностью 95,5 кВт, более мощный двигатель 8-цилиндровый ЯМЗ-238ГМ использован в мод. ЛП-19Б. Мощность ярославского дизеля - 125 кВт. Кроме того, мод. ЛП-19Б оборудована предпусковым подогревателем. Но надо отметить, что производитель готов установить, по согласованию с заказчиком, на машины и другие модели двигателей.
Президент Ассоциации Рослесмаш Еремеев Н.С. в своём обращении к руководителям лесопромышленных предприятий сказал: «Активное развитие лесного машиностроения предполагает создание в лесопромышленном комплексе новых типов систем машин, которые по своим технико-экономическим показателям не будут уступать зарубежным аналогам».
Но, несмотря на то, что в России сосредоточена четвёртая часть запасов древесины всей планеты, производство отечественного лесозаготовительного оборудования, что не логично, находится на невысоком уровне. С другой стороны, мы видим, в т.ч. и на примере предприятий Ассоциации Рослесмаш, что потенциал у отечественной индустрии лесных машин немалый. А ведь в стране имеются и другие крупные предприятия этого направления. Неужели на российском рынке лесных машин и в дальнейшем будут превалировать иностранные компании?
Николай Протасов
Опубликовано в РИО "Деловой Лес" № 12 (144) 2012г. стр.42