Какое дерево уместно в бане?

Наступила весна солнца. Потом будет весна воды, а за ней — весна зелени. Если после стекания ручьев и перед самым распусканием почек срезать с березы ветку и подвесить к сучку бутылку, в нее потечет березовый сок. При этом ствол поврежден не будет, и дерево пострадает в самой малой степени.

Спустя недели три после сбора березового сока на деревьях развернутся, растянутся до своего нормального размера листья — и можно будет резать березовые веники. Березы дают нашему здоровью сок, веники и жар, и все это — в бане.

Можно обойтись без сока, но что пить? Чуть забродивший сок с сахарком и изюминками идеально подходит для бани. Веники могут быть дубовыми, эвкалиптовыми, крапивными, но самые лучшие, с тонюсенькими гибкими веточками, — березовые. И дрова для бани могут быть какие угодно, но береза горит жарче всех, и настоящая баня протапливается именно березовыми дровами.

Если не верите, что бревна нужны именно березовые, то попробуйте прогреть баню осиной. Часа два возни — и самая малость тепла. Недаром говорят, что «осина не горит без керосина». Ольха будет значительно лучше, сосна еще лучше, но береза — великолепна, она вне всякого сравнения. Раньше береза понадобилась бы еще для одной банной радости — для получения масла. Дело в том, что масло отлично сбивается в том случае, если в молоко опустить березовую плашку. Без нее — никак, с ней — легко и быстро. А масло не только вкусно, но и для кожи полезно. Одним людям оно ни к чему, а другим замечательно помогает не испытывать после бани такое ощущение, будто кожа от сухости покрывается микротрещинками. Маслом можно побаловать свои пятки.

А еще хороши липовые лапти. Все ли знают, что так называется обувь, сплетенная из узких полос липовой коры. Лапти отлично защищают ноги от жара и массируют ступни.

Раз уж зашел разговор о деревьях по отношению к бане, то хорошо бы вспомнить и рябину. Всего одна веточка, погруженная в бочку воды, надолго сохраняет свежесть и вкус. Можно смело уезжать на неделю, месяц и полгода, оставляя заготовленную воду на следующий раз. Еще больше для этого подойдет дубовая бочка. Дубильные вещества не только самой бочке не позволяют покрыться плесенью, но и существенно изменяют свойства воды.

Стены бани не сильно страдают от сырости, и потому им не обязательно быть из лиственницы или дуба, хороши сосна и ель. Они дают приятный терпкий аромат (впрочем, есть гораздо лучшие варианты). Но ни в коем случае нельзя делать полоки из хвойных пород, потому что выделившаяся смола прилипнет ко всему, что их коснется. Для полок идеально подходит липа, у нее и цвет хорош, и аромат. А главное — она не жжется, потому что отличается низкой теплопроводностью. По той же причине хороша липовая посуда, в ней холодный квас не нагреется, а горячий чай не остынет. Древесина липы бархатистая, очень приятная на ощупь.

Впрочем, и осина не плоха. Она со временем потемнеет, зато неаккуратное обращение с огнем в осиновой бане с наименьшей вероятностью приведет к пожару. Поскольку угольки падают вниз, правильно будет сделать осиновым пол. Он почти не истирается, как дуб, не портится от воды, не растрескивается и не коробится при высыхании. Он хорошо впитывает влагу и легко отдает ее, потому благодаря осине в парилке мягко регулируется влажность.

Осина — наилегчайшая из древесных пород, потому из нее хорошо делать ковши, шайки, обливное устройство. Если для угощения будет готовиться квашеная капуста, то лучше всего ей быть именно в осиновой кадушке. Если в дубовой или сосновой, то хотя бы с вложенным осиновым поленцем, оно заметно облагородит вкус продукта.

Долговечность бане придаст лиственница. Известно, что лиственничные сваи в Венеции стоят в воде более тысячи лет. В бане хорошо бы сделать из нее лаги, на которых держатся полы. Впрочем, это слишком дорого. Так что и лаги вполне хороши будут из осины. Для нее характерно повышение прочности со временем. Она как будто полимеризуется, становится похожей на кость. Там, куда стекает вода, исключительно хороша ольха, она способна служить под водой до трех тысяч лет, но только если тщательно снять кору, иначе ольху поразит мраморная гниль.

А раньше в банях на землю настилали еловые ветви и солому или сено. Полок выстилали ивовыми ветвями. Из ивы делали хлебницы и ложки, ведь это дерево уничтожает грибки и микробы. В бане распаривали заготовленные ивовые прутья и плели мебель, корзины, то есть время зря не тратили. Сначала дело, потом веселая забава с исхлестыванием друг друга чуть не до потери сознания, затем угощение и отдых. Результатом становилось замечательное здоровье, и не только потому, что вытирались холстом, вываренным с дубовой корой.

Стены бани делали из тополя, он ароматен и очень быстро растет. А рядом сажали ивы и березы, потому что эти деревья замечательно вытягивали влагу из-под строения, особенно славилась дренажными свойствами белая ива.

Осиновая щепа становилась красивой крышей, ведь она серебрится от солнечных лучей, как в Кижах. Но вряд ли кто-либо в наше время предпочтет такой изыск обыкновенному шиферу.

В банную утварь вставляли можжевеловые клепки, можжевельником же окуривали помещение, чтобы было стерильным и с приятным запахом. В можжевеловой посуде не прокисало молоко, не прогоркало масло и квас становился невероятно вкусен. Отвар стружек можжевельника пили как лекарство от заболеваний кожи, а можжевеловым дымком лечили легкие и бронхи.

Можно ли после всего сказанного определить, какое дерево называлось «банным»? Непросто, не правда ли? Береза, наверное? Нет. Правильный ответ — липа.




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: